Ретроспектива научно-образовательной школы проф. Б. С. Гольдштейна
In English
На главную In English
Единый номер 112

О федеральной целевой программе по внедрению системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112

Дмитрий Богомолов, менеджер проектов НТЦ ПРОТЕЙ — о внедрении системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 на территории России. Очередным знаковым событием стала утверждённая в этом году долгожданная Федеральная целевая программа (ФЦП). Принятый документ внёс определенную ясность в ситуацию с финансовой поддержкой регионов, обещанной федеральным центром. При этом если появилась ясность в вопросах «скольно?» и «когда?», то на вопрос «как?» вышеупомянутый документ однозначного ответа пока не даёт. Разъяснения от федерального МЧС были опубликованы спустя месяц в виде новой версии «Методических материалов по созданию системы-112 в субъектах РФ». В них можно увидеть хорошую попытку пояснить потенциальным претендентам на федеральную субсидию из числа субъектов РФ, что именно потребуется сделать и какие для этого нужно собрать документы. Несмотря на это, количество вопросов пока не уменьшается. Итак, в чём же сложность?


Сортировка вызовов при растущей нагрузке в «Системе-112»

При возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС) возрастает нагрузка, поступающая в специализированные центры обработки вызовов (ЦОВ). В перспективе для осуществления таких вызовов абоненты сетей фиксированной и мобильной телефонной связи будут набирать трехзначный номер «112». Комплекс технических средств, реализующих такую возможность, называют Системой-112. Если ЧС связана с рисками для большой группы людей, то рост нагрузки зачастую становится лавинообразным. Значительная часть вызовов содержит идентичную информацию, обработка которой снижает эффективность функционирования Системы-112. Из-за необходимости их обслуживания уменьшается доступность ЦОВ для абонентов, которые обращаются в Систему-112 по другим причинам. В статье обсуждаются алгоритмы сортировки вызовов, поступающих в ЦОВ Системы-112, для разрешения возникающей проблемы.


Метод ограничения резко растущей нагрузки в «Системе-112»

Масштабные ЧС, подвергающие рискам разного рода большую группу людей, быстро порождают резкий pocт нагрузки. Большинство вызовов содержит идентичную информацию, обработка которой снижает эффективность функционирован «Системы-112». В период обработки соответствующих вызовов заметно снижается доступность ЦОВ. В результате значительная часть вызовов, связанных с другими событиями, не может быть обслужена. В статье предлагается метод решения задачи по ограничению резкого роста нагрузки, которая порождается одним и тем же событием.


Оценка параметров трафика сети следующего поколения в ЧС

При возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) зачастую заметно меняется трафик, обслуживаемый сетями электросвязи. Метод решения задач по оценхе параметров трафика в сетях документальной электросвязи при возникновении ЧС был предложен в Концепция построения сети следующего поколения, которая получила название NGN (Next Generation Network), заметно отличается от принципов создания сетей документальной электросвязи. Существенны также и различия, касающиеся обслуживаемого трафика, как в обычных условиях эксплуатации, так и во время ликвидации последствий ЧС. В данной статье обсуждается методологический подход к оценке параметров трафика, обслуживаемого в NGN при возникновении ЧС.


Системные аспекты службы «112»

Прошло немногим более семи лет со дня принятия постановления Правительства РФ №894 от 31.12.2004 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб». Согласно этому постановлению, вызов экстренных служб – пожарной охраны, реагирования в чрезвычайных ситуациях, милиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой сети и «Антитеррор» – должно было с 2008 года осуществляться по единому номеру 112. Несоблюдение срока, указанного в этом постановлении, обусловлено нетривиальными инженерными проблемами.

Журнал «Мобильные телекоммуникации», одним из первых, посвятил немало страниц статьям, в которых были сформулированы эти инженерные проблемы. За прошедшие годы часть проблем уже успешно решена в опытных зонах Новосибирска, Курска и др., а другая часть составляет содержание плодотворной дискуссии, состоявшейся недавно в редакции журнала и публикуемой ниже. Большинство проблем было связано со специфическими особенностями тогдашней взаимоувязанной сети связи РФ и стратегиями перехода от нее к сетям следующего поколения NGN...


Доступ к центру обработки вызовов номера "112"

Кафедра систем коммутации и распределения информации СПбГУТ им. проф. М.А. Бонн-Бруевича занимается исследованиями процессов модернизации сетей электросвязи. Одно из актуальных направлений таких исследований — оптимальная стратегия введения доступа к единой дежурно-диспетчерской службе (ЕДДС) по номеру "112", общему для европейских стран. В этой статье обсуждаются вопросы организации доступа к центру обслуживания вызовов, который служит важнейшим элементом ЕДДС. Кроме того, центр обслуживания вызовов можно рассматривать как своего рода интерфейс, разделяющий сферы ответственности по обслуживанию вызовов в ЕДДС между операторами связи и организациями, которые занимаются решением возникающих задач.


Обеспечение устойчивости функционирования ССОП за счет использования интеллектуальных шлюзов

Cеть связи общего пользования (ССОП) должна отвечать заданной совокупности технических требований, содержащихся в Федеральном законе «О связи» и в ГОСТ Р 53111-2008. Среди них особо следует выделить устойчивость функционирования, для обеспечения которой предлагается использовать современные аппаратно-программные средства, названные интеллектуальным шлюзом. Опыт применения оборудования IG показал, что оно может оказаться весьма эффективным средством повышения качества обслуживания трафика для СОРМ и ЕДДС в составе Системы – 112.


Система «112»: здравый смысл против бюрократии

Номер 112, объединяющий службы быстрого реагирования, еще несколько лет назад должен был начать действовать по всей России. Однако, из-за проволочки чиновников система «112» сейчас внедрена только в Курской области. В ближайшие годы аналогичные системы должны быть запущены по всей России.


Центр медицины катастроф – работа на благо людей

Сегодня с угрожающим постоянством в нашу жизнь врываются катастрофы и происшествия, для ликвидации которых требуется слаженная работа огромного числа подразделений и спасательных бригад. Особенно эта слаженность важна, когда дело касается человеческой жизни, поэтому решение задачи оперативного управления и контроля медицинских бригад в чрезвычайных ситуациях, их взаимодействия с другими силами МЧС стало необходимой ступенью развития «Системы 112». В рамках данного развития параллельно с построением в Курске и Курской области первой в России «Системы 112» специалистами ООО «НТЦ ПРОТЕЙ» было поставлено программное и аппаратное обеспечение для полномасштабного Центра медицины катастроф (ЦМК).


От контактных центров к ситуационным

Сегодняшние тенденции развития обслуживания пользователей телекоммуникациями, а также бизнеса и коммерции в целом, пересекаясь с современными технологиями связи, формируют качественно новый уровень требований, предъявляемых к контакт-центрам, к их архитектуре и функциональным возможностям. Конвергенция разнообразных инфраструктур, технологий и коммуникационных сред становится эффективным средством повышения эффективности работы контакт-центров. Вместе с тем, каждая область применения налагает на них свою специфику и формирует свой набор требований к системе.


Система – 112 на службе МЧС РФ: новые возможности

Александр Бреганов, руководитель проектов отдела «Специальные проекты», НТЦ «Протей»
Василий Елагин, руководитель аналитического отдела C0PM-NGN, НТЦ «Протей»

Бюллетень «Системы связи, оповещения, автоматизации и безопасности МЧС России – 2010»

Схема «мягкой» интеграции системы – 112 без кардинального изменения в работе существующих служб позволила значительно снизить нагрузку на последние и улучшить качество обслуживания обращений. В том числе это стало возможным благодаря внедрению новых программных приложений электронного документооборота («Ситуационные карточки»), которые в свою очередь позволили унифицировать и ускорить процесс обработки заявок, максимально автоматизировав при этом работу операторов.

Взаимодействие ситуационного центра с ГИС (Геоинформационными системами) и другими базами данных операторов связи предоставило в руки операторов мощный инструмент по решению таких вопросов, как: определение местоположения абонента или происшествия, координирование действий отдельных подразделений, возможность охвата большой территории для отслеживания перемещений подвижных объектов, анализа ситуации и оперативного принятия решения. Теперь оператор системы-112 может видеть на интерактивной карте координаты происшествия, передвижение подвижных составов и выездных бригад, а также определять местоположение вызываемого абонента. Эта функция значительно упрощает процесс формирования экипажей реагирования и позволяет формировать оптимальный маршрут для следования к месту происшествия.

В совокупности с этим в системе – 112 была внедрена система распознавания голоса, которая позволяет автоматически, без участия оператора распределять вызовы с номера 112 по ключевым словам прямо на требуемую службу.


Система – 112 на службе МЧС РФ

Попав в экстренную ситуацию, человек не способен или не имеет возможности набрать несколько телефонных номеров, да и редко помнит, какие службы стоит проинформировать в том или ином случае. Создание и запуск единой «Системы 112» помогут решить проблемы распространения информации между службами, значительно повысить оперативность реагирования на обращения граждан.

В связи с этим Правительством РФ была утверждена Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Соответствующее распоряжение за № 1240-р от 25 августа 2008 г. было подписано премьер-министром РФ Владимиром Владимировичем Путиным.

В соответствии с этой концепцией в городе Курск, при непосредственном участии НТЦ «Протей», ФГУП НИИ «Восход», компании IBS и регионального управления МЧС была развернута полномасштабная система доступа к экстренным спецслужбам по единому номеру «112». «Система 112» поставлена на службу Министерству по чрезвычайным ситуациям для оперативного реагирования на обращения граждан в экстренных ситуациях, решения задач межведомственного взаимодействия.


Сетевые аспекты построения системы «Безопасный город»

Концепция, получившая название «Безопасный город», включает совокупность положений, ориентированных, в конечном счете, на обеспечение безопасности населения и улучшения условий его жизни. Принципы «Безопасного города» могут рассматриваться как самостоятельный путь развития некой новой сложной системы. Более разумный подход заключается в интеграции принципов реализации идеи «Безопасного города» с теми положениями, которые характерны для «Системы-112». Эту статью следует считать продолжением работ, в которых изложены предложения по созданию и развитию «Системы-112». Как и в предшествующих статьях, основное внимание уделяется вопросам, относящимся к принципам построения телекоммуникационной сети.


Основные задачи перехода к «Системе – 112»

Обеспечение доступа населения к экстренным службам может рассматриваться как одна из важнейших задач государства. Для эффективного ее решения будет использован новый комплекс технических средств. По единому для европейских стран номеру доступа к экстренным службам этот комплекс получил название «Система-112».

В предыдущей статье (ВС, №9, 2008 г.) было отмечено, что современная «Система-112» должна поддерживать широкий спектр инфокоммуникационных услуг. Цель данной статьи – обсуждение аспектов перехода к «Системе-112» с точки зрения телекоммуникационной и информационной составляющих.


Перспективы развития «Системы – 112»

Сети электросвязи предоставляют услуги, используемые при решении различных задач. Одна из таких задач – поддержка информационных процессов в системе безопасности личности и общества. Исторически для связистов задача по обеспечению безопасности сводилась к установлению соединений между терминалами телефонных сетей и рабочими местами операторов экстренных специальных служб. В настоящее время системе безопасности необходим более широкий спектр телекоммуникационных услуг. Следует отметить, что новые инфокоммуникационные технологии, в принципе, способны решить практически все возникающие задачи. Правда, для этого требуется разработать научно обоснованные принципы совместного развития сетей электросвязи и систем безопасности. Цель статьи – обсуждение основных направлений разработки этих принципов.


Принципы функционирования ситуационного центра

В предшествующей статье изложены системные аспекты организации ситуационного центра. Реализация современного ситуационного центра возможна только на базе программно-аппаратных средств, использующих IP (Internet Protocol) технологии. Принципам функционирования современных ситуационных центров присущи особенности двух видов.

Особенности первого вида обусловлены пакетными технологиями передачи и коммутации. Специфические задачи, возложенные на ситуационный центр, связаны с особенностями второго вида. В статье рассматриваются сценарии обслуживания вызовов, позволяющие кратко проанализировать основные характерные особенности программно-аппаратных средств, на базе которых был реализован ситуационный центр, успешно испытанный на опытной зоне в Новосибирске в 2006 году.


Системные аспекты организации ситуационного центра

В последний день 2004 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление №894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб". Постановлением предусмотрено, что вызов указанных служб, начиная с 2008 года, осуществляется по единому номеру 112. До момента его введения используется действующая на местных сетях связи нумерация специальных служб. В статье рассматриваются системные аспекты организации ситуационного центра, который станет основным элементом подсистем связи и информатики, обеспечивающих эффективное функционирование экстренных служб.


Единый номер вызова экстренных служб «112»: проблемы и решения

Обеспечение безопасности является одной из важнейших задач государства. Эффективность решения и предотвращения всех проблем, прямо и косвенно касающихся безопасности, зависит от функциональных возможностей используемых информационных и телекоммуникационных систем. Одно из важнейших направлений в создании современных информационных и телекоммуникационных систем основано на разработке ситуационных центров (СЦ), позволяющих оперативно на основе максимально полной информации принимать оптимальные решения и руководить всеми действиями, как в повседневных процессах управления, так и при решении возникающих проблем.

Первый опыт построения ситуационного центра в системе МВД был получен в ходе развертывания соответствующей опытной зоны на базе ГУВД Новосибирской области. О некоторых итогах этой работы и пойдет речь в настоящем материале.


Центры обслуживания вызовов 112 в NGN: опыт построения ведомственной мультисервисной сети Новосибирска

Идея объединения служб "01" и "02" отнюдь не нова и соответствует как общемировому опыту в области деятельности экстренных служб, так и перспективному плану нумерации Единой сети электросвязи (ЕСЭ) России.


Сетевые аспекты контакт-центров 112 и 911 при переходе к NGN

Этот процесс оказывает влияние и на уже существующие в Европе и США единые службы 112 и 911. Однако разработчики отечественных систем оказываются в более выигрышном положении, так как только создаваемые российские центры обслуживания вызовов можно с самого начала ориентировать на мультисервисный трафик и на работу в перспективных сетях NGN. И все же созданные для служб 112 и 911 технологии и накопленный при их создании и внедрении опыт представляют значительный интерес. Прежде всего рассмотрим основные идеи эволюции служб 911 в направлении NGN.


Мультисервисные контакт-центры в сетях связи МВД

Нетривиальность полученных и уже внедренных решений IP-контакт-центра 02, очевидные перспективы расширения этого подхода как в направлении построения распределенных ведомственных мультисервисных сетей ГУВД, с одной стороны, так и в области создания межведомственного единого контакт-центра 112, с другой, побудили авторов вынести наработанные инженерные аспекты на обсуждение широкой связистской общественности.


 

Ссылки

Научно-технический центр ПРОТЕЙ

112.protei.ru

Ситуационные центры и безопасность. ЕДДС «112». Безопасный город.

Группа компаний ЭКРАН

ekran.su

Производство и дистрибуция телекоммуникационного оборудования для NGN. Системная интеграция.